НАЧАЛО

юный Мао

Мао, во время
/////учебы в Чанши

Поступив в 1913 году в педагогическое училище, Мао хотел специализироваться по социальным наукам. Естественные науки его не интересовали, и он получал плохие отметки по этим дисциплинам.

В училище Мао продолжал много читать. Более всего Мао по-прежнему волновали книги о великих людях Китая и всего мира. Из западных деятелей самым привлекательным для него стал Наполеон, он знал все его произведения, и Наполеон оставался кумиром для Мао на протяжении всей его жизни до самой смерти. Из китайской истории Мао более всего привлекал император Лю Бан (202-196 п. до н. э.) основатель ханьской династии. Мао считал, что Лю Бан был первым в истории Китая императором - выходцем из народа, преуспевшим революционером, которому удалось свергнуть циньского деспота и основать династию Хань. В истории Лю Бана весьма характерно отношение императора к своим полководцам, которые рисковали жизнью ради него. Когда его армия одерживала победу, эти люди становились известными сановниками. Лю Бан, боясь, что тот или другой из них может попытаться узурпировать трон, попросту убивал их. Мао считал, что, если бы Лю Бан не убивал своих полководцев, его трон находился бы в постоянной опасности и он не смог бы долго оставаться императором.

Большее влияние на молодого Мао оказывал Ян Чанцзи, преподаватель училища - неоконфуцианец профессор, читавший этику, логику, психологию и педагогику. Мао в ту пору находился под сильным влиянием идей движения за новую культуру, которые проповедовал его любимый профессор Ян Чанцзи. Это течение искало способа соединить передовые идеи Запада с великим духовным наследием самого Китая. Ян Чанцзи проповедовал идеи движения за новую культуру, движения, которое искало способ соединить передовые идеи Запада с великим духовным наследием самого Китая. Вокруг профессора образовалась группа серьезно мыслящих молодых людей, видное место среди которых занимал Мао Цзедун. Мао и профессора помимо прочего связывали крепкие дружеские чувства.

Мао с друзьями

Мао в педагогическом
///училище в 1917

В апреле 1917 года Мао публикует в журнале «Новая молодежь» свою первую статью. Статья была посвящена развитию физической культуры. На главное место в статье выдвигается проблема возрождения национального величия Китая, общество которого еще совершенно не дифференцировано в сознании Мао; он предлагает восстановить дух военной доблести как гарантию спасения нации.

С 1918 года начинается и увлечение Мао анархизмом, которое было длительным и глубоким. Он знакомится в Пекине с активными деятелями анархизма, вступает в переписку с ними, а затем пытается даже создать в Хунани анархистское общество. Он верит в необходимость децентрализации управления в Китае и вообще склоняется к анархистским методам деятельности. Мао увлеченно читает работы П. Кропоткина и других анархо-социалистов.

Окончив в 1918 году педагогическое училище Мао, по совету своего бывшего учителя и старшего товарища Ян Чанцзи, который к тому времени читал лекции в Пекинском университете, приезжает в Пекин, что бы поступить в этот университет, но Мао потерпел тут неудачу. Поэтому чтобы остаться в столице , Мао устроился помощником заведующего библиотекой Пекинского университета Ли Дачжао. Ли Дачжао был образованный марксист и незаурядный деятель. В 1919 году Ли Дачжао создал в Пекине кружок по изучению марксизма. Мао получил возможность участвовать в его работе.

Мао в этот период находился в плену иллюзий общенационального единства. Под их влиянием он написал статью «Великий союз народных масс». В этой статье Мао утверждает, что идеи демократии и просвещения, провозглашенные Чэнь Дусю, - это как раз то, что нужно Китаю. Мао пишет о китайской нации не только как о единой, но и как о могучей прогрессивной силе. Он не проявляет особого интереса ни к положению рабочих, с которыми он не был связан, ни к положению крестьян, из среды которых он вышел.

В 1920 умер профессор Ян Чанцзи. Мао женится на его дочери Ян Кайхуэй. Согласно Эдварду Сноу, американскому журналисту, интервьюировавшему Мао в 1930-е годы, Мао и Янг вступили в пробный брак, прежде чем официально оформить свой союз в 1921 году, причем точной даты свадьбы никто из этой пары не удосужился запомнить. Выбрав друг друга самостоятельно, по взаимной симпатии, они откровенно пренебрегли традициями. Радикальные друзья считали их идеальной парой революционеров.

Также в это время Мао получает должность директора начальной школы в городе Чанша, что укрепило его материальное и общественное положение.

Начав знакомство с марксистской литературой в Пекине, Мао продолжает дальнейшее изучение марксизма в Чанши. По утверждениям самого Мао Цзэдуна, он стал «марксистом в теории и в некоторой степени на практике» летом 1920 года, после того как прочел "Манифест Коммунистической парти" К. Маркса и Ф. Энгельса, работы «Классовая борьба» Каутского и «История социализма» Киркапа. Заметим, однако, что Кир кап выступал против важнейших Экономических идей К. Маркса, считая их «узкими, односторонними или исторически неверными» В то же время Киркап прочувствованно изложил содержание «катехизиса» Бакунина и взгляды Кропоткина, назвав анархизм «революционным социализмом». В том же 1920 организовал в Чанша кружок по изучению марксизма.

В июле 1921 года после собрался I съезд Коммунистической партии Китая. На съезде присутствовали по два делегата от каждой из шести небольших коммунистических групп существовавших в то время в Китае (в Шанхае, Пекине, Чанша, Ухане, Гуанчжоу и Цзинане). Мао представлял хунаньскую организацию. На 2 съезде КПК, состоявшемся год спустя, Мао участия не принимал.

Мао с ЧанКанши

Мао с Чан Кайши

На III съезде КПК, в центре внимания которого был вопрос о тактике партии, то есть об отношении к гоминьдану, и В июне 1923 года было принято решение о том, что гоминьдан должен выступить в роли основной организующей силы в национальной революции. Мао оказался в числе наиболее активных проводников этой линии. Выступая на съезде, он отказался от своей прежней позиции, когда высказывался за независимость профсоюзов. Мао выступил за передачу профсоюзов под руководство гоминьдана. Его активный и быстрый переход на новые позиции обеспечил ему новое положение и в КПК, и в гоминьдане. На III съезде он был избран в состав ЦК, а вскоре после этого (в январе 1924 г.) назначен заведующим орготделом вместо Чжан Готао. На I съезде гоминьдана Мао был избран кандидатом в члены ЦИК гоминьдана. Идеологический «маятник» Мао сильно качнулся вправо.

К этому времени, вероятно, следует отнести начало теоретической работы Мао Цзэдуна. В июле 1923 года в центральном органе КПК-еженедельном журнале «Сяндао» - была опубликована статья Мао Цзэдуна «Пекинский политический переворот и торговцы». Здесь он утверждает, что лидерами в надвигающейся национальной революции должны быть торговцы.

К 1925году внутри гоминьдана усилилось влияние правых элементов, которые добивались разрыва сотрудничества с коммунистами. В марте 1926 года Чан Кайши предпринял первый шаг в этом направлении. Он снял коммунистов с руководящих постов в гоминьдане, отстранил их от политработы в армии, провел аресты. Но коммунистам и другим представителям левых сил в гоминьдане все же удалось тогда избежать разрыва единого фронта.

Мао продолжает участвовать во многих мероприятиях, организуемых гоминьданом в рамках крестьянского движения, а в конце 1926 и в начале 1927 года проводит обследование организаций крестьян в ряде уездов провинции Хунань. Итогом этой поездки явился «Доклад об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань» (март 1927 г.), написанный после полуторамесячного пребывания в провинции. Доклад был опубликован в гоминьдановских журналах, а затем в виде отдельной брошюры (апрель 1927 г.). В апреле 1927 года Мао был назначен членом постоянного комитета временного исполкома Всекитайской крестьянской ассоциации, находившейся под влиянием гоминьдана.

12 апреля 1927 года Чан Кайши совершил переворот в Шанхае. Через несколько месяцев представители Компартии были выдворены из гоминьдана. По стране прокатилась волна массовых арестов революционных рабочих и крестьян. Этап существования единого общенационального фронта остался позади. Вспыхнула гражданская война.

отзывы и предложения  
Hosted by uCoz